Наши предложения
Учкуевка
Севастополь
Бухта Казачья
Фиолент
Радиогорка
Орловка
Кача
ЮБК
Центральный Крым

GISMETEO: Погода по г.Севастополь


История Севастополя

Остатки древнейших поселений, обнаруженные археологами, относятся к первому тысячелетию до нашей эры. Здесь жили племена тавров, скифов, сарматов. В V в. до н.э. на берегах бухты, которую теперь называют Карантинной, поселились древние греки, выходцы из Гераклеи Понтийской. Они основали Херсонес Таврический - город-государство, просуществовавшее два тысячелетия (с V в. до н.э. до XV в. н.э.).

В IX-Х вв. славяне вели борьбу с могущественной в то время Византией за Северное Причерноморье, за Крым. Во второй половине XI в. Крым был отрезан от остальной территории многочисленными кочевыми ордами половцев, в XIII в. в Крым вторглись орды Батыя. После распада Золотой Орды в 1443 г. возникло Крымское ханство, с 1475 г. - вассал Турции, которая использовала его как орудие для нападения на русские, украинские и польские земли.

В ходе русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. русские войска овладели Крымом. По договору с ханом (1772 г.) и Кючук-Кайнарджийскому миру (10 июля 1774 г.) Крымское ханство было объявлено независимым от Турции и переходило под покровительство России. Командовать русскими войсками в Крыму был послан А.В.Суворов. Он высоко оценил превосходные качества бухт Севастополя и еще за пять лет до основания города возвел здесь первые укрепления, сделал все, чтобы вытеснить из Ахтиарской гавани турецкую флотилию.

Осенью 1782 г. на зимовку в Ахтиарскую гавань пришли первые русские корабли - фрегаты "Храбрый" и "Осторожный". Еще до включения Крыма в состав России русское правительство назначило "для командования заводимым флотом на Черном и Азовском морях" участника Чесменского сражения вице-адмирала Ф.А.Клокачева. Ему предписывалось перевести в Ахтиарскую гавань часть судов Азовской и Днепровской флотилий. Корабли прибыли в Ахтиар 2 (13) мая 1783 г. В первой Севастопольской эскадре их насчитывалось всего 17. Так в России зародился новый флот, который назвали Черноморским.

Началось строительство порта и военного поселения при нем. 3 июня были заложены первые четыре каменных здания: дом для адмирала, пристань, кузница и часовня. Уже 2 июля командир севастопольской эскадры Ф.Ф.Мекензи доложил в Петербург о создании в Ахтиарской гавани небольшого адмиралтейства.

Кроме моряков город строили также местные вольнонаемные люди - жители Балаклавы, затем рабочие стали прибывать из других мест Крыма. К весне 1784 г. появились первые улицы, набережная отделывалась камнем, вырастали дома, прокладывались тротуары, обсаженные фруктовыми деревьями.

Указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. город получил имя Севастополь. Этим же Указом князю Г.А. Потемкину предписывалось построить в Ахтиарской гавани большую крепость с адмиралтейством для кораблей первого ранга, а также порт и военное поселение. В это время в бухте уже находилось 26 кораблей с 4 тыс. матросов и офицеров.

Утверждение России в Северном Причерноморье, присоединение Крыма к России и строительство Севастопольской военно-морской базы и крепости вызвали резкий протест Турции. Ее поддержали Англия и Франция. Вокруг "Крымского вопроса" началась дипломатическая борьба, продолжавшаяся несколько лет. Во главе антирусской компании стала Англия. В сложной международной обстановке Екатерина II предприняла "путешествие в Тавриду". Оно стало политической демонстрацией против антирусской пропаганды в западноевропейских странах и имело целью показать подготовленность России к войне на Черном море. Свита Екатерины II была особенно поражена всем увиденным в Севастополе 22-23 мая 1787 г. В бухте выстроился молодой, но сильный флот из 27 военных судов и 8 транспортов, приветствовавший гостей пушечной пальбой. Был устроен торжественный смотр эскадры и продемонстрирована "атака" флотом берега - Северной стороны.

В 1792 г. в Севастополе насчитывалось 15 тыс. жителей. В порту стояло 58 кораблей с 1322 орудиями и личным составом свыше 9 тыс. человек.

В 1797 г. Павел I переименовал Севастополь в Ахтиар. Однако после его смерти городу было возвращено прежнее название.

В 1804 г. русское правительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского флота (вместо Херсона), а в 1809 - военной крепостью.

Моряки Черноморского флота вписали не одну яркую страницу в историю русского флота. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. бессмертный подвиг совершил экипаж брига "Меркурий", которым командовал капитан-лейтенант А.И.Казарский. Вступив в неравный бой с двумя кораблями противника, имевшими десятикратное превосходство в вооружении, он одержал блистательную победу. В ознаменование этого события в 1839 г. в Севастополе был воздвигнут первый памятник.

В начале второй четверти XIX в. Севастополь был самым большим городом в Крыму. В нем насчитывалось около 30 тыс. жителей. Основную массу населения составляли военные. Жестокая муштра, палочная дисциплина, непосильный труд, плохое питание, побои, заключение в карцер, заковывание в кандалы - все это было обычным явлением для матросов и солдат. Не лучшим было и положение рабочего люда. Все это вызывало недовольство. 3 июня 1830 г. вспыхнуло первое массовое выступление трудящихся и моряков Севастополя против произвола властей - одно из самых крупных городских восстаний того времени. Четыре дня Севастополь фактически находился в руках восставших. Царское правительство подавило это народное выступление с большой жестокостью.

В 1832 г. начальником штаба флота, а в 1834 главным командиром флота и портов Черного моря был назначен адмирал М.П.Лазарев. Он внес большой вклад в развитие Черноморского флота, а также в строительство и благоустройство Севастополя. Под его руководством возведено пять каменных фортов - батарей, защищавших город с моря. Огромной заслугой М.П.Лазарева явилось почти полное обновление корабельного состава флота. 4 октября 1840 г. на территории между Южной и Корабельной бухтами было заложено новое адмиралтейство (ныне ОАО "Севастопольский Морской Завод").

4 октября 1853 г Турция объявила войну России. В свою очередь, Россия 1 ноября 1853 г. объявила войну Турции. В начале военных действий русские войска отразили наступление турецкой армии на дунайском театре, форсировали Дунай и осадили крепость Силистрию. Одновременно они разбили турецкую армию в Закавказье. Выдающейся победой Черноморского флота в первый период войны был разгром турецкой эскадры 18 ноября 1853 г. в Синопском бою.

Англия и Франция 28 февраля 1854 г. заключили военный союз с Турцией против России. 1 марта России был предъявлен ультиматум о выводе русских войск из дунайских княжеств. Получив отрицательный ответ, Англия и Франция 15 марта объявили войну России.

Военные действия в 1854 г. начались диверсиями английского флота на Балтике, в Белом море, на Тихом океане и подготовкой десанта в Крым. 12 сентября 1854 г. англо-французская армия численностью 62 тыс. человек при 134 орудиях высадилась в Крыму, вблизи Евпатории - Сак, и взяла направление на Севастополь.

Первое столкновение произошло на подступах к городу 8 сентября на реке Альме. Русская армия численностью 30 тыс. человек при 96 орудиях мужественно отражала наступление противника, но потерпела поражение и отступила. Противник двинулся на Севастополь, обошел его с востока и занял удобные бухты (англичане - Балаклавскую, французы - Камышовую). 60-тысячная армия союзников начала осаду города, которая продолжалась 349 дней - с 13 сентября 1854 г. по 27 августа 1855 г.

Севастополь как главная база Черноморского флота был хорошо укреплен с моря, а с суши почти не имел укреплений. Их строительство началось только в сентябре 1854 г. Организаторами обороны Севастополя стали адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин.

С моря город блокировали англо-французские паровые корабли. Чтобы преградить им вход в бухту, военный совет Черноморского флота 11 сентября 1854 г. принял решение затопить между Константиновской и Александровской батареями 7 больших старых парусных кораблей, а 13 февраля 1855 г. еще 5 кораблей между Михайловской и Николаевской батареями. В первые дни обороны гарнизон города едва насчитывал 17 тыс. человек. В начале октября в город вошла часть войск под командование князя А.С.Меншикова, число защитников города составило 35 тыс. человек. В короткое время была создана эшелонированная система укреплений протяженностью 8 км, прикрывавшая южную часть Севастополя, на которой размещались 8 бастионов, редуты, люнеты, ложементы. Строили их тысячи матросов, солдат и жителей города, в т.ч. женщины и дети. Нередко население отдавало на укрепление города и свое имущество: лошадей, волов, повозки, строительные материалы. Работы велись днем и ночью. К 16 октября было построено 20 батарей, вдвое увеличено артиллерийское вооружение сухопутной обороны и доведено до 341 орудия. Инженерной обороной руководил полковник Э.И.Тотлебен. На сухопутных рубежах была установлена главным образом морская артиллерия, ее обслуживали моряки-артиллеристы.

Противник не решился немедленно штурмовать город и приступил к его осаде, в ходе которой шесть раз подвергал город многодневным бомбардировкам. 6 июня 1855 г, противник предпринял попытку взять штурмом укрепления Корабельной стороны и в т.ч. Малахов курган. Штурм был отбит. События этого дня изображены на живописном полотне панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855гг.".

Стремясь разрушить укрепления Севастополя, противник применил подземную минную войну. Им было прорыто под землей 1280 м галерей и произведено 120 взрывов. Но защитники Севастополя своевременно развернули контрминную борьбу и за 7 месяцев подземно-минной войны проложили 6889 м галерей и рукавов (в 5 раз больше противника) и произвели 94 крупных взрыва. Минную войну возглавил саперный офицер А.В.Мельников.

На протяжении всей 349-дневной осады особенно напряженная борьба шла за ключевую позицию обороны города - Малахов курган. Взятие его 27 августа французской армией предрешило оставление 28 августа 1855 г. русскими войсками Южной стороны Севастополя. Взорвав все укрепления, батареи и пороховые погреба, они организованно переправились через Севастопольскую бухту на Северную сторону по понтонному мосту. Затем мост был подтянут к Северной стороне, и противники, истощенные длительной осадой и кровопролитными сражениями, оказались разделенными Севастопольской бухтой. Военные действия фактически прекратились.

18 марта 1856 г. в Париже был подписан Мирный договор, по которому России запрещалось иметь на Черном море военно-морской флот, строить крепости и военно-морские базы. Последовал 20-летний период упадка Севастополя.

В 1870 г. Россия в одностороннем порядке отказалась выполнять унизительные статьи Парижского договора и стала восстанавливать Черноморский флот. В 1890 г. Севастополь был официально занесен в разряд морских крепостей третьего класса. В середине 80-х годов XIX в. с завершением строительства Лозово-Севастопольской железной дороги началось возрождение коммерческого порта.

Царское правительство уделяло большое внимание возрождению Черноморского флота. Была принята программа, рассчитанная на 20 лет, по которой намечалось построить для него восемь эскадренных броненосцев, два крейсера и 19 миноносцев. В 1890 г. из Николаева в Севастополь переведено все управление Черноморского флота. За непродолжительное время с ноября 1890 г. по февраль 1892 г. количество кораблей увеличилось с 33 до 56. Накануне 1 Мировой войны Черноморский флот имел уже до 400 боевых, вспомогательных и транспортных судов.

Спустя шесть лет после Крымской войны население города составляло 5 тыс. человек, через 19 лет - 11 тыс., через 30 лет - 25 тыс. и только в 1895 г. достигло довоенного уровня.

С 1870 г. в городе начали избирать думу, в состав которой входили представители дворянства и торгово-промышленных кругов (купцы). В 1873 г. создается подчиненное непосредственно таврическому губернатору Севастопольское градоначальство. Градоначальник являлся одновременно командиром порта и комендантом города.

В ноябре 1905 г. в Севастополе вспыхнуло вооруженное восстание, в котором приняли участие экипажи 14 боевых кораблей, рабочие порта, солдаты гарнизона. 14 ноября 1905 г. красный флаг взвился на крейсере "Очаков" и в командование соединением кораблей революционного флота вступил лейтенант П.П.Шмидт. Он стал депутатом от рабочих в первом Совете рабочих, солдатских и матросских депутатов, созданном в ноябрьские дни.

Известный русский писатель А.И.Куприн, находившийся в эти дни в Севастополе, стал свидетелем кровавой расправы с революционным крейсером "Очаков". В петербургской газете "Наша жизнь" он опубликовал очерк "События в Севастополе", в котором писал: "Крейсер беззвучно горел, бросая кровавые пятна на черную воду. Больше криков уже не было, хотя мы еще видели людей на носу и на башне. Тут в толпе многое узналось. О том, что в начале пожара предлагали "Очакову" шлюпки, а что матросы отказались. О том, что по катеру с ранеными, отвалившему от "Очакова", стреляли картечью. Что бросавшихся вплавь расстреливали пулеметами. 7 февраля 1906 г. в городе Очакове открылся суд над первой группой (14 человек), в состав которой входили руководители восстания П.Шмидт, А.Антоненко, С.Частник, А.Гладков, все они были приговорены к смертной казни и 19 марта расстреляны на острове Березань.

Вместе с тем в городе накануне 1 Мировой войны наблюдался рост промышленности. В 1913 г. в Севастопольском градоначальстве насчитывалось 43 небольших фабрики и завода с 4640 рабочими, в том числе в Севастополе 29 предприятия, на которых работало 4456 человек. Население города в 1913г. составляло 61349 человек, а во всем градоначальстве проживало 72710.

О Февральской революции 1917 г. и свержении царя население города и военные узнали 4 марта. В тот же день был образован Военно-исполнительный комитет. Одновременно комитеты, руководимые меньшевиками и эсерами, возникли на предприятиях, в частях и на кораблях. Вскоре Военно-исполнительный комитет стал называться Объединенным Центральным Военно-исполнительным комитетом (ОЦВИК), в него вошли представители офицеров и кондукторов с целью овладеть движением. Почти одновременно в городе был образован Совет рабочих и солдатских депутатов, пользовавшийся авторитетом у матросов. Понимая это, руководители ОЦВИК начали переговоры с Советом о слиянии, которое произошло 2 марта 1917г. Так образовался единый Севастопольский Совет депутатов армии, флота и рабочих, избравший Центральный исполнительный комитет (ЦИК).

В апреле 1917 г. была создана самостоятельная большевистская организация во главе с И.Назукиным, С.Сапроновым и др. Они сразу же установили связь с ЦК РСДРП(б), который направил в Севастополь опытных революционеров. Город стад центром революционной борьбы трудящихся Крыма. Большевистский Военно-революционный комитет 16 (29) декабря 1917г. провозгласил в Севастополе Советскую власть. Однако в городе вся гражданская власть находилась в руках командующего флотом Колчака. По-прежнему продолжали существовать городская дума и управа. Таким образом, двоевластие, сложившееся в Петрограде, проявилось и в Севастополе. О победе Октябрьской революции в Петрограде севастопольцы узнали 26 октября. Власть в городе взял в свои руки Совет военных и рабочих депутатов. Главенствовали в нем меньшевики и эсеры, которые саботировали декреты Совнаркома Республики. Руководство флотом в дни Октябрьской революции осуществлял Центральный комитет Черноморского флота (Центрофлот), объявивший себя высшим органом власти на флоте.

Важное значение в сплочении революционных сил флота и города имел Общечерноморский флотский съезд, который начал свою работу в Севастополе 16 ноября 1917г. Он принял решение в поддержку II Всероссийского съезда Советов и заверил, что моряки будут надежным боевым революционным отрядом в борьбе со всеми контрреволюционными силами, выступающими против власти Советов.

Предательство эсеров и меньшевиков, находившихся у руководства Севастопольского Совета, вызвало возмущение не только большевиков, но и беспартийных рабочих, солдат и матросов, 13 декабря большевистская фракция Севастопольского Совета заявила об отзыве своих представителей из исполнительного комитета Совета, а в ночь на 16 декабря 1917 г. в Севастополе был образован большевистский Военно-революционный комитет, который взял власть в свои руки. Соглашательский Совет был распущен. 18 декабря из Севастополя в Петроград Совету Народных Комиссаров было сообщено: "Вся власть перешла в руки организованного Военно-революционного комитета. Самосуды прекращены. Учреждается революционный трибунал. Город находится под охраной революционно настроенных матросов и солдат".

Советская власть в Севастополе, как и во всем Крыму, продержалась недолго. Нарушив Брестский договор, Германия начала военные действия. Ее войска 18 апреля 1918г. овладели Перекопом и начали продвигаться в глубь полуострова. 1 мая немцы захватили весь полуостров, в том числе и Севастополь. 9 ноября 1918 г. в Германии свершилась буржуазно-демократическая революция, а 13 ноября Советское правительство объявило Брестский договор аннулированным и повело борьбу за освобождение территорий, захваченных Германией. 15 ноября началась эвакуация германских матросов и солдат из Севастополя. Вскоре они покинули город и весь Крым. Вместо немецких оккупантов в город 23 ноября пришли англо-французские интервенты, вслед за ними стали прибывать белогвардейские войска. До 29 апреля 1919 г. англо-французские интервенты хозяйничали в городе.

На борьбу с интервентами и белогвардейцами поднялись моряки и жители Севастополя, которым пришлось уйти в подполье. Но несмотря на все усилия Красной Армии, жителей города удержать Севастополь не удалось. 23 июня 1919г. деникинцы при поддержке интервентов заняли город.

К концу ноября 1920 г. инициатива на Южном фронте полностью перешла в руки Красной Армии. Преодолевая огромные трудности, войска Южного фронта под командованием М.В.Фрунзе 15 ноября вошли в Севастополь и в городе вновь установилась Советская власть.

В конце июня 1921 г. были проведены выборы в Севастопольский городской Совет.

Правительство России, руководство города принимали все необходимые меры по восстановлению Севастополя и возрождению Черноморского флота.

С момента образования СССР Севастополь стал быстро развиваться, ощущая поддержку братских народов.

Успехи в развитии народного хозяйства создали условия для технической реконструкции флота, К 1941 г. на Черноморском флоте насчитывалось: 1 линкор, 6 крейсеров, 3 лидера, 13 эскадренных миноносцев, 47 подводных лодок, 84 торпедных катера, соединение тральщиков, несколько дивизионов катеров-охотников и ряд вспомогательных судов. Военно-воздушные силы Черноморского флота состояли из 2 бригад, насчитывавших 636 боевых самолетов.

К началу 1941 г. население города выросло до 112 тыс. человек. Севастополь превратился в мощную военно-морскую базу на Черном море.

Суровым и тяжелейшим испытанием для севастопольцев и моряков Черноморского флота стала Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налету фашистской авиации. Первой нанесла удар по фашистским самолетам зенитно-артиллерийская батарея Черноморского флота N 74. Вслед за ней открыли огонь 76, 80, 78 и 75-я батареи и успешно отразили первый налет фашистов.

Моряки Черноморского флота, жители города организованно встали на защиту Севастополя.

По решению городских организаций, штаба Черноморского флота воины гарнизона и севастопольцы в сжатые сроки, к 1 ноября 1941 г., возвели вокруг Севастополя три рубежа обороны: тыловой, главный и передовой с догами, дзотами и другими оборонительными сооружениями.

23 октября 1941 г. по решению Крымского обкома ВКП(б) в Севастополе был создан чрезвычайный орган власти - Городской комитет обороны.

29 октября 1941 г. в Севастополе было введено осадное положение. 30 октября первый удар по моторизованной колонне 11-й немецкой армии генерала Манштейна нанесла 54-я береговая батарея Черноморского флота. Артиллеристы три дня вели непрерывные ожесточенные бои с наседавшими фашистами. Почти одновременно с артиллеристами в бой вступили части морской пехоты, сформированные из курсантов военно-морского училища и матросов боевых кораблей и береговых частей флота, при поддержке береговых и зенитно-артиллерийских батарей.

30 октября 1941 г. началась вторая героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней - до 4 июля 1942 г. С первых боев до последних дней обороны защитники города проявляли самоотверженность, беспримерную стойкость и героизм. 4 ноября для объединения всех сил Главной базы Черноморского флота был создан Севастопольский оборонительный район (СОР). Общее руководство Главной базой Черноморского флота и ее обороной осуществлял Военный Совет Черноморского флота.

После провала попытки овладеть Севастополем с ходу немецко-фашистское командование осуществило три наступления на город: первое началось 11 ноября 1941 г., второе - 17 декабря 1941 г., третье - 7 июня 1942 г.

Мужество, отвагу и стойкость в боях проявили бойцы и командиры 7-й бригады морской пехоты под командованием полковника Е.И.Жидилова, 8-й бригады морской пехоты полковника В.Л.Вилыпанского, 25-й стрелковой дивизии им. В.И.Чапаева генерал-майора Т.К.Коломийца, 95-Й Молдавской стрелковой дивизии генерал-майора В.Ф.Воробьева, 172-й стрелковой дивизии полковника И.А.Ласкина, 345-й стрелковой дивизии полковника Н.С.Гузя, I-го Севастопольского полка морской пехоты полковника П.Ф.Горпищенко, артиллеристы майора Н.В.Богданова, 10, 30, 35, 19-я батареи береговой обороны, летчики-черноморцы и многие другие.

В дни обороны жители города проявили ратный и трудовой героизм. Рабочие Морского завода под обстрелом врага ремонтировали корабли, создавали боевую технику днем и ночью, оборудовали два бронепоезда, построили и оснастили плавучую батарею N 3, получившую название "Не тронь меня", которая надежно прикрывала город от налетов фашистской авиации с моря. Немцы называли ее "Квадрат смерти". В горных выработках (штольнях) на берегу Севастопольской бухты были созданы подземные спецкомбинаты; N 1 - для производства вооружения и боеприпасов, N 2 - по пошиву белья, обуви и обмундирования. Тут же, под землей, работали амбулатории, столовая, клуб, школа, детские ясли и сад, а впоследствии - госпиталь, хлебозавод.

Защитников города постоянно поддерживали корабли флота. Прорываясь в осажденный Севастополь, они доставляли пополнения, боеприпасы, продукты питания, увозили на Большую землю раненых, стариков, женщин и детей, вели артиллерийский огонь по позициям врага. А когда надводные корабли уже не могли прорываться к Севастополю, их задачу отважно выполняли экипажи подводных лодок.

21 июня 1942 г. гитлеровцы прорвались к Северной бухте. 29 и 30 июня вражеская авиация совершила свыше 3000 самолето-вылетов, сбросила на город до 15 тыс. бомб, артиллерия обрушила около 8000 снарядов, до 14000 мин. Фашистское командование бросило в бой все силы и средства. Резервы защитников города таяли, кончались снаряды, патроны, гранаты. 30 июня завязались бои на Корабельной стороне. Упорно отбивали атаки врага защитники на Малаховом кургане, Лабораторном шоссе, Историческом бульваре, у хуторов Коммуна, Бермана. Ночью, когда кончились боеприпасы, остатки войск СОР стали отходить к бухтам Стрелецкая, Камышовая, Казачья и на мыс Херсонес. Здесь бои продолжались еще до 4 июля, а в отдельных местах - до 12 июля.

4 июля 1942 г. газета "Правда" и Совинформбюро сообщили, что советские войска оставили Севастополь.

В ознаменование подвига защитников города 22 декабря 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль "За оборону Севастополя", которой награждено свыше 50 тыс. участников обороны.

Вступившие 3 июля 1942 года в разрушенный город фашисты бесчинствовали в нем 22 месяца. Они уничтожили в инкерманских штольнях 3 тыс. женщин, стариков и детей, в Троицком туннеле - более 400 рабочих. 12 июля оккупанты согнали на стадион "Динамо" 1500 жителей, а после ограбления и издевательств расстреляли их на 5-м км Балаклавского шоссе. За время оккупации города фашисты расстреляли, сожгли, утопили в море, насильно угнали в Германию десятки тысяч севастопольцев.

5 мая 1944 г. в 12 часов, после мощной двухчасовой артиллерийской и авиационной подготовки, 2-я гвардейская армия под командованием генерал-лейтенанта Г.Ф.Захарова начала наступление с Мекензиевых гор, чтобы освободить Северную сторону и форсировать Северную бухту.

7 мая в 10 часов 30 минут, после полуторачасовой артиллерийской и авиационной подготовки, перешли в наступление войска Приморской и 51-ой армий.

9 мая к вечеру был полностью освобожден Севастополь, 10 мая в час ночи Москва 24 залпами из 342 орудий салютовала освободителям города. 12 мая в районе мыса Херсонес были разгромлены остатки фашистских войск в Крыму.

Восстановление города стало поистине героической эпопеей и вошло в его историю как третий подвиг Севастополя. Возрождение его началось сразу же после освобождения. Город был полностью разрушен. Материальный ущерб, причиненный фашистами, составил 2,5 млрд. рублей. Были уничтожены городские коммуникации, транспорт, связь, более 90% жилой площади. Из 6402 жилых домов было полностью разрушено 5379, в центре города осталось 7 полуразрушенных зданий. Разрушены все учреждения и предприятия, школы и архитектурные памятники, очаги культуры. В городе осталось около 3 тыс. жителей.

В героические дни возрождения Севастополя, как и в дни обороны и освобождения, ярко проявилась сила дружбы народов. Уже 25 июня 1944 г. в Севастополь прибыл первый поезд из Москвы с нужными материалами, инструментами, продовольствием. С этого дня от трудящихся многих республик, областей и городов страны постоянно приходили эшелоны со стройматериалами, топливом, одеждой, продовольствием.

В конце 1954 г. севастопольцы рапортовали правительству о полном восстановлении города. Возрожденный из руин и пепла белокаменный Севастополь стал достойным памятником его восстановителям и увековечил их трудовую славу на века.

В этот период вступали в строй новые заводы, фабрики и комбинаты. Территория города увеличилась в полтора раза. Его жилая площадь в 1954 г. составила 654 тыс. м2, на 70 тыс. м2 больше, чем до войны. В городе работали 8 больниц, 10 поликлиник, в т.ч. 2 детских, 2 родильных дома, 3 диспансера, 3 женских и детских консультации, 3 станции скорой помощи, десятки медпунктов на предприятиях, В 31 школе обучалось 20 тыс. детей.

Залеченные раны периода Великой Отечественной войны вновь открылись у севастопольцев и моряков-черноморцев в 1955 г. 29 октября 1955 г. в Севастопольской бухте после сильного взрыва затонул линкор "Новороссийск".

В 60-е годы были созданы заново приборостроительная и рыбная отрасли. Значительно расширилась база судоремонтной промышленности. В 1962 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР в городе образовано Главное управление рыбной промышленности Азово-Черноморского бассейна - "Азчеррыба", которое объединило 80 предприятий и более 130 рыболовецких колхозов. В его состав вошло и Севастопольское управление океанического рыболовства.

В 60-е - 70-е гг. в городе работали: общественный транспорт без кондукторов, кинотеатры и театры без контролеров, некоторые магазины по методу самообслуживания. Севастопольцы активно включились в наведение общественного порядка в городе, создавались добровольные народные дружины, общественные контрольные посты, комитеты народного контроля. Все это способствовало улучшению общественного порядка и дисциплины в городе.

С 1955 по 1974 гг. в Севастополе сдано в эксплуатацию 1842 тыс. м2 жилой площади, это в четыре раза больше, чем было построено за все предшествующие 150 лет существования города. На окраинах выросли благоустроенные жилые массивы - в Камышовой бухте, на Куликовом поле и Воронцовой горе, проспектах Гагарина, Победы, Острякова, улицах Горпищенко, Музыки, Репина, Вакуленчука, в это же время начал застраиваться микрорайон на ул. Летчиков. Территория города расширилась до 78 тыс. га. С учетом городского территориального дефицита, необходимостью создания силуэта города филиал "Гипроград" разработал проекты 12- и 9-этажных домов как точечных, так и многосекционных.

В 1970 г. началась газификация города природным газом. До Великой Отечественной войны основным средством передвижения в Севастополе был трамвай. Протяженность трамвайной линии составляла 29,4 км. К 1971 г. в городе было проложено 86,2 км троллейбусных трасс с 13 троллейбусными маршрутами.

В середине 70-х годов значительно повысился жизненный уровень севастопольцев. Денежные доходы трудящихся увеличились только за три года с 1970 но 1973 гг. на 47,5 млн. руб. и достигли к концу 1973 г. 247,5 млн. руб. Среднемесячная заработная плата в 1973 г. составляла 149,2 руб. против 141,5 в 1972 г. Заработная плата выплачивалась ежемесячно в установленные сроки, несвоевременная выплата заработной платы расценивалась как ЧП. Постоянно увеличивалось число вкладчиков в сберегательных кассах. В 1973 г. сумма вкладов составила 103 млн. руб.

В середине 80-х годов было 8 больниц, 14 поликлиник, 5 диспансеров, 25 аптек, водолечебница, станция скорой медицинской помощи, в которых трудилось 6,7 тыс. медицинских работников, в т.ч. 1410 врачей. Стационарное и амбулаторное лечение всех категорий населения было бесплатным. В 55 общеобразовательных школах города (33 средних, 22 восьмилетних), одной начальной, 7 школах-интернатах училось 36,6 тыс. человек и работало 2550 учителей. В 13 школах рабочей молодежи обучалось более 5 тыс. человек. Работали 6 профессионально-технических, торгово-кулинарное и медицинское училища.

В 1963 г. в городе на базе филиала Одесского политехнического института был открыт Приборостроительный институт (ныне Севастопольский государственный технический университет) с шестью факультетами и 34 кафедрами, с филиалами в Симферополе и в Керчи.

Всемирную известность получили научные изыскания двух академических научно-исследовательских институтов. Это Институт биологии южных морей им. А.О.Ковалевского с отделениями в Одессе и Карадаге, с 12 отделами, 13 лабораториями, научно-исследовательским судном "Академик Ковалевский" и переведенный из Москвы в Севастополь Морской гидрофизический институт с 12 отделами и 38 лабораториями, двумя современными научно-исследовательскими судами - "Михаил Ломоносов" и "Академик Вернадский".

В середине 70-х годов высокий творческий потенциал показали учреждения культуры и. искусства города. С разнообразным репертуаром отечественных и зарубежных современных и классических пьес выступал городской драматический театр им. Луначарского, открытый в 1924 г. Неизменным успехом зрителей пользовался Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Черноморского флота, побывавший в то время на гастролях во многих странах мира.

Музеи города - Музей героической обороны и освобождения Севастополя, Херсонесский историко-археологический. Музей Краснознаменного Черноморского флота. Севастопольский художественный - проводили большую научно-исследовательскую, массовую научно-просветительную работу. С экспозициями этих музеев до середины 80-х годов ежегодно знакомилось более б млн. чел.

В 1974 г. в Севастополе было 18 кинотеатров (до 1941 г. их было 3). Город получал две телепрограммы. В этом же году севастопольцы пользовались услугами 226 библиотек. В 1971 г. государственная сеть севастопольских библиотек была объединена в единую централизованную библиотечную систему на базе Центральной городской библиотеки им. Л.Н.Толстого. Этот эксперимент проводился впервые в республике и способствовал улучшению работы всей библиотечной системы.

Заметные изменения произошли в жизни города в 90-е годы XX века. С распадом Советского Союза его экономический потенциал развивается неравномерно, большинство показателей по всем отраслям народного хозяйства ниже уровня 80-х годов. Уменьшается численность населения, проживающего на территории Севастопольского городского Совета. На 01.01.1999 г. она составила 391,7 тыс. человек.

Экономика Севастополя, ее производственная сфера включает обширный спектр выпуска продукции — судоремонт, судостроение, точное машиностроение, производство строительных материалов, сельскохозяйственное производство, рыбодобычу и рыбопереработку. Эти отрасли являются отраслями специализации Севастополя. Особый статус города, определяемый двухвековым формированием его как военно-морской базы, неизбежно навлек односторонность развития инфраструктуры города, около 90% объема производства приходилось на предприятия военно-промышленного комплекса. В Севастополе в 1960-1980 гг. создавались и работали не только судоремонтные и судостроительные заводы, арсеналы, но и самые современные производства, поставляющие начинку для кораблей и подводных лодок, самолетов и космических аппаратов.

В создании НПО (научно-производственные объединения) судостроения и радиоэлектроники вкладывались колоссальные средства. Детищем ВПК последних десятилетий стали НПО и заводы "Парус", "Муссон", "Маяк", "Электрон". Это было лицо севастопольской промышленности, гордость города, кузница научных и рабочих кадров. Однако с началом демократических перемен в СССР, началом политики разоружения и сокращения вооруженных сил потребность в военной промышленности Севастополя снизилась, что привело к сокращению объемов производства.

Произошел развал экономики, большинство предприятий как промышленного, так и сельскохозяйственного производства значительно сократили выпуск своей продукции. Началась полоса перераспределения государственной собственности, ее приватизация. В результате появились различные криминальные структуры, которые силой оружия и убийств пытались влиять на общество, встать у руля власти. Общество разделилось на бедных и богатых, причем первых стало абсолютное большинство. В этот период идет стремительный рост коммерческих банков, всевозможных финансовых, страховых компаний, которые, обещая невероятно высокие процентные ставки под вклады, выманили в свои банки и страховые компании накопленные сбережения трудящихся. Абсолютному большинству вкладчиков вклады не были возвращены. Возникло еще одно общество - "Общество обманутых вкладчиков".

Ухудшение социально-экономической жизни, низкое материальное обеспечение жителей привели к сокращению численности населения. За 1998 г. родилось 2513, умерло 4684 человек. В 1993 г. численность населения на территории Севастопольского горсовета составляла 416,2 тыс. человек. Начиная с 1994 г. идет заметное уменьшение численности жителей Севастополя и его пригородной зоны не только за счет уменьшения рождаемости, но и за счет миграционного движения. Если в 1993 г. в город прибыло 9804 человека, убыло 8840 чело век, в 1998 г. прибыло 6431 человек, убыло 9856 человек. За последние 5 лет (с 1994 г.) с территории горсовета убыло 53682 человека, прибыло 38779 человек. За счет миграционного движения численность населения уменьшилась на 14903 человека.

Сократилось число промышленных предприятий, их насчитывается в городе 75, в том числе 10 государственных. Ранее ведущие промышленные предприятия города - Морской завод им. С.Орджоникидзе, завод "Парус", радиозавод им. Калмыкова, завод "Маяк" и др. утратили свою былую славу, распались на десятки дочерних предприятий.

Из общего количества промышленных предприятий на 1 января 1999 г. насчитывалось судоремонтных - 19, судостроения 17, по производству стройматериалов - 2, пищевой промышленности - 13. Объем промышленного производства (в действующих ценах на 01.01.1999 г.) предприятий, отчитывающихся в управлении городской статистики, составляет 156897,0 тыс. три.

В 1998 г. построено жилья общей площадью 74,3 тыс. м2, в том числе Черноморским флотом Российской Федерации - 6,1 тыс. м2, сдано квартир 845, в том числе ЧФ Российской Федерации - 106.

С середины 90-х годов улучшилась работа транспорта. В городе транспортных предприятий общего пользования 18, в том числе АТП-12. В 1998 г. всеми видами городского транспорта перевезено 163834,1 тыс. человек, в том числе: троллейбусами 137242,2 тыс., автобусами 22267,3 тыс., микроавтобусами 1415,6 тыс., катерами 2909,0 тыс. человек.

Экономическая реформа в Севастополе в конце 90-х годов имеет больше отрицательных, нежели положительных сторон. По итогам 1998 г. каждое второе предприятие было убыточным.

Севастопольский регион на сегодня имеет достаточно развитую транспортную сеть, включающую в себя все виды транспорта, кроме речного - морской, железнодорожный, автомобильный и воздушный.

В структуре городского транспорта значительное место принадлежит троллейбусу. Регулярное троллейбусное движение было открыто 6.11.1950 г. Это был первый троллейбус в Крыму, ходивший по маршруту "Гора Матюшенко (депо) — Железнодорожный вокзал", протяженностью 11 км. В настоящее время в городе 14 троллейбусных маршрутов; протяженность электроколеи свыше 131,5 км. За сутки троллейбусы перевозят более 350 тыс. пассажиров, в парке на 01.01.1999 г. 241 троллейбус.

Севастопольский участок железной дороги относится к Крымскому отделению Приднепровской железной дороги. В 1975 г. участок Симферополь-Севастополь был электрифицирован. Эта железнодорожная линия входит в число наиболее грузонапряженных, так как имеет выход к портам незамерзающего моря. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в перевозке массовых грузов (сырье, топливо) для нужд города и двух флотов. Всего в регионе 6 железнодорожных станций, через которые проходит в год около 7,5 тыс. железнодорожных вагонов и нефтеналивных цистерн. С севастопольского железнодорожного вокзала отправляются прямые пассажирские поезда на Киев, Москву, Санкт-Петербург, Днепропетровск и другие города. Пригородные поезда осуществляют перевозки пассажиров в масштабах Крыма и за его пределами. За год ст. Севастополь-пассажирский обслуживает более 1 млн. пассажиров.

В Севастополе нет специально оборудованного пассажирского аэропорта. На территории региона расположено 3 военных аэродрома. Один из них - "Бельбек" на Северной стороне, начал использоваться под аэропорт 1 гражданского назначения. С августа 1992 г. открыто воздушное сообщение Севастополь (Бельбек) - Киев (Жуляны). За год на аэродромы региона приземляется около 400 самолетов.

Самым крупным предприятием региона по охвату услугами связи является "Укртелеком", который обеспечивает внутригородскую, междугородную и международную телефонную связь. Ее осуществляют 30 АТС.

Передачу радиопрограмм осуществляет городская радиотрансляционная сеть. Телевизионную трансляцию обеспечивает на Севастопольский регион ретрансляционный передающий телевизионный центр (РПТЦ) на Воронцовой горе, В центре города, в Балаклаве, Инкермане имеются телеретрансляторы. Севастопольская телерадиокомпания (радио и телевидение) вещает на двух каналах: ОРТ и собственно "Севастополь". Кроме того несколько часов на телеканале "Севастополь" вещает телерадиоцентр ВМС Украины "Бриз". С 1997 г. в дециметровом диапазоне начались передачи первого частного телеканала "Амидас" - ТРК "Амидас". С 1993 г. в городе работают частные радиостанции - радиокомпания "Омега-полис", с 1994 г. - "Крым-радио-рокс" (ныне "Русское радио"), с 1997 г. - "Континент", с 2000 г. - радиостанция "101,5", а с 2002 года - радиостанция "Хит FM".

В начале третьего тысячелетия Севастополь по-прежнему остается городом глубоко уважаемым, почитаемым и притягательным. После открытия Севастополя к свободному посещению, город стал активно развиваться как один из туристических центров Крыма. Сюда едут не только жители Украины и стран СНГ, но и многие граждане стран дальнего зарубежья - Германии, Англии, Франции, Польши, США и многих других. Уникальность города Севастополя и его привлекательность для туристов состоит в том, что он сочетает в себе огромное количество памятников его героической истории и конечно же многообразие отдыха на море (наличие песочных, галечных, каменистых пляжей; обрывистых берегов для экстремалов). Каждый из приезжающих ощущает тот дух подвига, дух героизма, который пропитывал Севастополь на протяжении более 220 лет.


Яндекс цитирования